Факторы предложения. Закон предложения. Эластичность предложения
Предложением называется количество товаров и услуг, которое производители готовы продать по определенной цене, в определенном объеме, за определенный период времени.
Объем предложения товара - это количество товара, которое продавцы желают продать за некоторый период (например, день или год). Объем предложения зависит от цены товаров, от цены используемых в производстве ресурсов, имеющихся в распоряжении товаропроизводителей, и других факторов.
Важно отличать объем предложения от объема производства: не все, что создано производителем, предлагается к продаже, и не все, что продается, обязательно покупается. Объем предложения определяется только поведением продавцов, тогда как объем продаж определяется и продавцами, и покупателями.
Кривая предложения показывает в графическом виде количество предлагаемого товара при каждом значении цены, другие факторы предполагаются неизменными (рис.3). Кривая предложения может перемещаться влево и вправо под воздействием определенных факторов.
Рис. 3 График кривой предложения
Реакция предложения на цену объясняется тем, что фирмы при повышении цены задействуют резервные или быстро вводимые мощности, что приведет к повышению предложения; в случае продолжительного или устойчивого повышения цен в эту отрасль устремятся другие производители, что еще больше увеличит производство и предложение.
Неценовые факторы, оказывающие влияние на предложение:
1. изменение издержек производства в результате технических нововведений, изменения источников ресурсов, налоговой политики, стоимости факторов производства;
2. увеличение предложения вне зависимости от цен при выходе на рынок новых фирм;
. изменение цен на другие товары, приводящее к переливу ресурсов (уход фирм из отрасли). Уход фирм из отрасли уменьшит предложение;
. технологические возможности производства;
. уровень налогов и дотации;
. перспективы развития отрасли;
. влияние природных катастроф, политических действий, войн на сокращение предложения.
Закон предложения гласит: при прочих равных условиях предложение на товары и услуги в количественных выражениях изменяется в прямой зависимости от их цены.
По мере роста цен производители предлагают к продаже большие количества товаров, а по мере их падения - меньшие.
Эластичность предложения - это степень изменения объема предложения товаров в зависимости от изменения цены.
Коэффициент эластичности предложения определяется как отношение процента изменения объема предложения к росту или снижению цен (в процентах) по формуле:
Довольно часто экономистов интересует эластичность предложения по цене. Главный фактор, влияющий на ценовую эластичность предложения какого-либо блага, - мобильность экономических ресурсов: чем быстрее может производитель организовать дополнительные поставки товара на рынок, тем эластичнее его предложение. Отсюда следует: эластичность предложения по цене увеличивается на долгосрочных временных интервалах. Поэтому важным фактором, влияющим на эластичность предложения, является время.
Обычно при оценке эластичности предложения рассматриваются три временных периода: краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный.
Интересное по теме
Исследование себестоимости продукции и издержек обращения
Общая
характеристика работы. В процессе предпринимательской деятельности
хозяйствующие субъекты осуществляют затраты, необходимые для организации
производства и реализации продукции.
При
реализации производственной программы деятельности предприятия необходим
детальный анализ сод ...
Повышение эффективности производства говядины на примере СПК Заря
Особенностью сельского хозяйства как отрасли материального производства
является специфика факторов и условий производства.
Во-первых, основным средством производства здесь выступает земля,
отличительной особенностью которой является то, что в процессе рационального
использования о ...